урок

урок 6

Роман — эпопея «Война и мир» Льва Толстого

План:

  1. История создания романа
    1). Первоначальный замысел романа (о декабристе, возвратившемся из ссылки в 1856 г.)
    2). Постепенное усложнение замысла в поисках исторических корней декабризма.
    3). Года работы над романом и его источники (1863 — 1869).
  2. Широта охвата жизни и сложность поставленных в романе вопросов. Жанр.
  3. Центральная проблема романа — «мысль народная».
  4. Композиция и сюжет романа.
  5. Художественное своеобразие романа.
    1). Реализм Толстого.
    2). Приёмы раскрытия образа.
    3). Пейзаж в романе.
    4). Язык романа.                                                                                                                                                       Шестидесятые годы — время работы Толстого над романом «Война и мир» — были периодом напряжённой классовой борьбы, развернувшейся вокруг крестьянского вопроса. Реформа 1861 года не разрешила проблемы о крестьянине, его взаимоотношении с помещиком. Проблема «мужика» по-прежнему стояла в центре общественного внимания. В литературе появился особый интерес к произведениям, ставящим острые политические, философские и исторические вопросы. В свете исторического прошлого рассматриваются важнейшие проблемы эпохи. В этой общественной и литературной атмосфере и возникает у Толстого мысль об историческом романе, но таком, который на материале истории дал бы ответ на жгучие вопросы современности. Писатель задумал (в 1856 г.) и в 1860 году начал роман «Декабристы». Это был не исторический, а очень злободневный роман, в котором он стремился оглядеть современную Россию глазами вернувшегося из ссылки декабриста. Он трижды оставлял начатое. «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного. а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года», — рассказывал сам Толстой. Но этот грандиозный план он не осуществил. А в связи с введением в произведение исторических событий рамки его значительно расширились. Появились исторические деятели эпохи -Александр I, Наполеон, Кутузов, Сперанский и др.; более сложным стал путь основных героев романа; в произведение вошёл — в качестве одного из главных героев — народ.                                 
    Так углубился в процессе работы идейный замысел писателя. Решив вначале показать только помещичью Россию, дворянство, Толстой в окончательной редакции романа нарисовал широчайшую картину жизни помещичьей и крестьянской России, дал изображение борьбы народа за свободу в первую четверть XIX века.  

Работая над романом, Толстой изучил множество источников: исторических сочинений, воспоминаний очевидцев, подлинных документов эпохи. Многие из этих книг до сих пор хранятся в яснополянской библиотеке. К исторической правде произведения писатель шёл своим путём: «Я старался писать историю народа,«- утверждал Толстой. «мысль народная» проходит через весь роман и связана с нравственными исканиями автора и его героев. В произведении более 500 персонажей, около 200 из них — лица исторические. Отсюда громадный охват жизненного материала. На страницах романа 15 лет (1805 — 1820) истории России. Картины великих исторических событий сочетаются с бытовыми сценами великосветской и помещичьей жизни, характеризующими социальную действительность эпохи (великосветские приёмы, развлечения светской молодёжи, парадные обеды, балы, охоту), характер отношений помещика и крестьянина, жизнь крепостной деревни и городских низов. В произведении отражены крупнейшие явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в России декабристского движения). Действия развиваются то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события происходят за границей (Австрия), а Отечественной войны — в России, причём место действия зависит от хода военных операций. В «Войне и мире» отражается всё многообразие и богатство русской жизни начала XIX века, её исторические, социальные, бытовые и психологические особенности. Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую историческую эпопею. 

Мы будем размышлять о том, что ценит Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье. «Мысль народная» звучит уже здесь, так как все любимые герои писателя — частичка людского моря, составляющего народ, и каждый из них по-своему духовно близок народу. Но не сразу это единение возникает. Особенно дорогие автору Пьер и князь Андрей идут по трудным дорогам в поисках народного идеала «простоты, доброты и правды». 
Посмотрим, как с точки зрения народной правды , оценивает Толстой войну, кого считает подлинными героями, кого называет псевдо-героями.
Подумаем, как в годину величайшего испытания раскрывается духовная красота и величие русского народа, как писатель рисует подлинно прекрасного человека — «представителя народной войны».
Все наши уроки будет объединять центральная, сквозная проблема «мысль народная».

«Печатая произведение, на которое положено мною четыре года непрестанного труда при наилучших условиях жизни и в лучший период жизни, я желал бы, чтобы читатели получили хоть малую долю того наслаждения, которое я испытывал при этой работе,» — писал автор «Войны и мира».


Попробуем охватить всё произведение в целом. Прежде всего установим хронологические рамки произведения и каждого тома романа в отдельности.
 
Роман «Война и мир» ( 1805 — 1820)
I ТОМ, 1805 год — война за пределами России (1805 — 1807), смысл её были непонятны и чужды народу.
II ТОМ, 1806 — 1811 г.г. — подготовка больших преобразований в России (Сперанский — по гражданской части, Аракчеев — по военной).
III и IV ТОМА, 1812 — 1813 г.г. — Отечественная война, народная, справедливая, за независимость страны.
Эпилог, 1820 год — появление тайных обществ в России. 

В романе даны картины военной и мирной жизни. Это два центра, вокруг которых размещаются герои романа.
2 основных конфликта:
первый — борьба России с армией Наполеона (Бородинская битва — кульминация; изгнание Наполеона — развязка).
второй — борьба передового дворянства (Андрей Болконский и Пьер) с правительственными сферами и общественным бытом. Эта борьба выражается в мучительных идейных поисках героев (кульминационный момент — спор Пьера с Николаем Ростовым; развязка — вступление Пьера в тайное общество).
В романе представлена громадная галерея образов — от крестьян до императора Александра I. В центре — жизнь трёх дворянских семей: Ростовых, Болконских, Безуховых (1. Краткая история жизни этих семей. 2. Какими вы представляете главных героев?). 

Роман «Война и мир» создан в середине 60-х г. XIX века. Более ста лет мы восхищаемся этим произведением. Пройдут ещё века, а оно будет волновать своих читателей так же, как волнует сейчас.


В чём же секрет такого воздействия «Войны и мира» на читателей?
Почему созданные фантазией художника образы воспринимаются нами как живые люди?
Ответ только один: это произведение создано великим мастером слова.
Реализм — ужасы войны, характеристика великосветского общества — разоблачающая сила реализма Толстого. Недостатки в характере даже любимых героев.
Реализм в приёмах психологического анализа — динамика характера, диалектика души, едва уловимые движения души. Любимые герои писателя взглядами, улыбкой, жестами и мимикой лучше, чем словами, обнаруживают свойства своей души. Говоря, например, что письма Наташи к Андрею Болконскому «представлялись ей скучной и фальшивой обязанностью» и не доставляли ей утешения, Толстой это так поясняет: «Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом».

Приёмы раскрытия образа
портрет (деталь, которая повторяется и запоминается);
речь (но она всегда правильно характеризует, особенно светское общество; поэтому, чтобы сорвать маски со своих героев, автор описывает жесты, взгляды, улыбки, интонации); 
внутренние монологи и диалоги; 
характеристика автора.

Оставьте комментарий